Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия

Всё начинается с семьи

Семья — самое главное, что есть у человека. Если ты живешь в большой семье, вместе с любящими родителями, братьями и сестрами, бабушками, дедушками, то ты самый счастливый человек на свете. Уже несколько столетий лучшие писатели посвящают свое творчество теме семьи. В предлагаемых художественных произведениях авторы рассказывают о взаимоотношениях между детьми и родителями. Многие книги нестандартные, порой спорные. Все книги имеются в Сахалинской областной детской библиотеке. В конце библиографического описания указан возраст читателя, для которого предназначена книга (Ср, Ст.)

Габова Е. Просто про любовь : [повести] / Елена Габова. — [Москва] : Аквилегия‐М, [2011]. — 220, [2] с. : ил. — (Современная проза). Ст.
Из содерж. : И отец мой, и мама моя.

Повесть «о счастливой, а теперь несчастной, раздерганной семье». Раздерганной, потому что мама четырнадцатилетней Марины, героини повести, полюбила другого человека, художника дядю Женю, и теперь живет с ним у теплого моря, а детей поделили, и с мамой то Мишка, то Марина, курсирующие с севера на юг. Разводы родителей, крушение семьи. Какой след в душе подростков оставляют семейные неурядицы? «Какое между ними согласие, между морем и небом, – рассуждает девочка. – Было бы такое между людьми. Между родителями». «Мамы и не должны детей отдавать. Никому. Никогда».

Кургузов О.Ф. Наш Кот – инопланетянин : рассказы маленького мальчика / Олег Кургузов ; [худож. Д. Герасимова]. – Москва : Эгмонт Россия ЛТД, 2003. – 95, [1] с. – (Город мастеров). Ср.

В книге Олега Кургузова «Наш кот – инопланетянин» как бы не хотел Маленький Мальчик по‐прежнему видеть вокруг себя одно лишь совершенство человеческих отношений, видит нечто другое. Внутренние проблемы и противоречия разрывают изнутри такой уютный и теплый мир. Повзрослевший, философски настроенный Маленький Мальчик начинает задумываться о сложном. Наверное, повзрослел и теперь делает собственные философские построения: «Папа любит меня. Я люблю маму. Мама любит папу. Вот так и совершается круговорот любви в семье».
Олегу Кургузову очень удается тактичный и деликатный разговор на непростые темы. Все непостижимое, неизбежное и трудное он объясняет через любовь. Маленький Мальчик, в отличие от взрослых, не забыл, что все семейные недуги лечатся только любовью. И это свое самое главное знание он дарит читателю. Люди и звери здесь открыты миру и любви. Эта книга человечная, мудрая.

Лиханов А.А. Лабиринт : мальчишечий роман / Альберт Лиханов. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 319 с. – (Уже не дети…). Ср., Ст.

Толику Боброву двенадцать лет. Внешне у него вполне благополучная семья: мать, отец и баба Шура, в квартире которой они живут. Баба Шура, накопительница по натуре, чувствует себя не только хозяйкой квартиры, она хочет распоряжаться жизнью дочери, внука и зятя. Если Толик мал и его никто не принимает в расчет, а мать жалеет бабу Шуру, то отец не хочет жить по бабкиным законам. До поры до времени отец, чтобы сохранить мир в семье, подчиняется ей: даже с любимой работы уходит ради более высокого заработка.
Со свойственной подросткам обостренной чуткостью Толик единственный, кто понимает тоску отца. Позже, когда между отцом и сыном состоится серьезный разговор, Толик почувствует, что отец впервые разговаривает с ним как с равным. Он понял одиночество отца и стал ему самым преданным другом.
Мальчик старается понять всех в семье, но никому нет дела до его мыслей. Впервые он ощутил свое бесправие, когда в его доме начались неурядицы. На его неокрепшие плечи ложится тяжесть семейного конфликта.

Луговская Т.А. Я помню : повесть о детстве / Татьяна Луговская ; [послесл. А. Туркова ; рис. Б. Жутовского]. – [2-е изд]. – Москва : Дет. лит, 1987. – 173, [2] с. : ил. Ср

Татьяна Луговская родилась в начале XX века в интеллигентной московской семье. Ее отцом был преподаватель литературы, инспектор старших классов в гимназии. Его уроки многообразны и никак не вмещаются в отведенное для них время. Это и незабываемое впечатление от того, как он читал вслух «Медного всадника». И огромный размах разносторонних знаний, которыми он так охотно делился. И неотделимые от всего высочайшие нравственные принципы.
И в книге Т. Луговской отец не щеголяет «умными» рассуждениями, не сыплет цитатами, но прекрасно ощутимы и его заразительный восторг перед искусством, и благородство, и острейшее чувство справедливости.
В книге описана семья в период предреволюционных и первых послеоктябрьских лет. Любопытными глазами девочки мы видим разнообразные вещи и события. В московской квартире Луговских на Волхонке боготворили живопись, поэзию и музыку. Не случайно старший брат Татьяны Владимир стал известным поэтом, а сама девочка – художницей. В семье существовала легкость по отношению к житейским благам, с которыми они так легко расстаются, моральные высоты и стойкость, лишенные всякой позы. И видно, что девочка унаследовала этот семейный дух: доброжелательность к людям, пытливый интерес к ним и жажду внести свой вклад в общее дело.

Мало Г. Без семьи : роман : пер. с фр. / Гектор Мало ; рис. М. Федоровской. – Москва : Дет. лит., 2001. – 318, [1] с. : ил. – (Школьная библиотека). Ср.

Герой романа – мальчик Реми. Когда он был совсем маленьким, его дядя Джеймс Миллиган украл его у родителей, так как он мешал ему стать богатым наследником.
Маленького Реми вырастила добрая деревенская женщина, а затем он был продан бродячему артисту Виталису. Виталис стал не просто другом, но и отцом мальчику, научил его многому: читать, играть на арфе, петь. Странствия с Виталисом оказались хорошей школой мужества. И когда Реми пришлось самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, он уже не был так беззащитен. Начинаются поиски работы и пристанища у садовника, шахтера, затем – бродяжничество с другом Маттиа по разным провинциям Франции.
Реми и Маттиа не захотели стать воришками, сумели вырваться из когтей Джеймса Миллигана, который отправляет Реми в Англию, в воровскую семью. Мальчики приложили невероятные усилия для того, чтобы честным трудом зарабатывать себе пропитание и не отчаиваться в минуты, когда жизнь кажется безнадежно несправедливой к ним.
У этой книги счастливый конец: Реми находит свою настоящую семью, что изменяет жизнь и Маттиа: его отправляют учиться, и он становится известным скрипачом.
В романе Гектора Мало немало грустных страниц, но книга не оставляет тяжелого впечатления. Она согрета юмором, оживлена веселыми и забавными эпизодами, среди которых большое место занимают сценки с дрессированными животными.
Благополучный конец оправдан: ребенку нужно не только рассказать о жестокой правде жизни, но и не убить в нем оптимизма, надежды на счастливое будущее, ведь пережитые горести не сломили, а закалили ребят.

Манкелль Х. Бегущая к звездам : [повесть] / Хеннинг Манкелль ; [пер. со шв. Т. Доброницкой]. – Москва : МИК, 1999. – 111 с. Ср.

Манкелль Х. Тени вырастают в сумерках : 2-я повесть про Юэля / Хеннинг Манкелль ; [пер. со шв. С. Белокриницкой]. – Москва : МИК, 1999. – 111 с. Ср.

Манкелль Х. Мальчик, спящий на заснеженной кровати : 3-я повесть о Юэле / Хеннинг Манкелль ; [пер. со шв. Е. Ермалинской]. – Москва : МИК, 2000. – 135 с. Ср.

Манкелль Х. Путешествие на край света : 4-я и заключительная часть повести о Юэле / Хеннинг Манкелль ; [пер. со шв. М. Людковской, А. Поливановой]. – Москва : МИК, 2000. – 135 с. Ср.

Действие книг происходит в маленьком северном городке. Там холодно и неуютно, угрюмые и неприветливые люди. В этом мире и живет мальчик Юэль. Ему не хватает тепла. Мир жесток к нему еще и потому, что молодая мама бросила его, когда он только родился, и уехала в другую, более уютную жизнь. Юэль остался с отцом, который со стороны вовсе не был положительной личностью. Он был суров, неразговорчив, у него не было друзей. А еще он был алкоголиком. Изо всех сил отец боролся со своей болезнью, и главным оружием в этой борьбе было чувство долга перед своим сыном.
Самуэль, отец Юэля, в прошлом моряк, знал счастливое время, когда он плавал на пароходе. Вечером отец разворачивал свои старые морские карты и вместе с Юэлем отправлялся в путешествие по миру. В эти минуты мальчику казалось, что не отец, а он – Юэль, герой захватывающих рассказов бывалого моряка.
Забота друг о друге, чувство ответственности сделали эту маленькую семью очень крепкой. Не всегда им было легко друг с другом. Не всегда у них был мир. Но они всегда стремились к нему. Вложив всю любовь в сына, все свои мечты и надежды, Самуэль вырастил его сильным, порядочным, смелым человеком.
Одна из мыслей, проходящих через книги – твой дом – начало всех начал. Только дома человек заряжается силой, любовью, энергией, которых должно хватить на всю жизнь.

Мюрай М‐О. Oh, Boy! : [роман] / Мари‐Од Мюрай ; пер. с фр. Натальи Шаховской. – Москва : Самокат, 2006. – 237, [2] с. : ил. Ст.

Оказавшись в приюте, трое детей Морлеванов со страхом ждут, что «бессердечные взрослые» раздадут их на усыновление в разные семьи, и готовятся к борьбе за право оставаться вместе. Они даже находят своего сводного брата Бартельми.
Но взрослые в этой книге кажутся бессердечными лишь на первый взгляд. Забота о сиротках из неожиданной обузы превращается в потребность. Бартельми стоит перед сложным выбором: жизнь в свое удовольствие или настоящая семья.
На наших глазах рождается семья – пока еще совсем хрупкая, но эти разные люди уже почувствовали, что нужны друг другу.
В книге много юмора. Он не раз помогает героям справиться с обстоятельствами и не зацикливаться на проблемах. Заканчивая свою смешную и одновременно грустную книгу, Мюрай не дает читателю никаких гарантий – жизнь непредсказуема, и ее герои только в начале пути. Мы учимся жить с постоянной тревогой за близких нам людей.

Нёстлингер К. Само собой и вообще: Семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться / Кристине Нёстлингер ; пер. с нем. Веры Комаровой ; [ил. и оформл. Зина и Филипп Суровы. – Москва : Самокат, 2008. – 191 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Ср., Ст.

Все знают: когда распадается семья, в первую очередь страдают дети. Но каково это на самом деле?
Повествование ведется от лица детей: каждый по очереди представляет свое видение происходящего. Пятнадцатилетняя Карли, тринадцатилетний Ани и даже малыш Шустрик понимают гораздо больше, чем может показаться взрослым, по‐своему оценивают воцарившийся в их жизни хаос и пытаются разобраться с родительскими и собственными проблемами. Ведь этих троих ни о чем не спросили. Детей вообще редко спрашивают. А зря!
Ясное дело, ничего не происходит само собой. Благополучное завершение этой в высшей степени жизненной истории зависит в первую очередь от взрослых. Ани, Карли и Шустрику повезло: развод родителей расширил круг людей, которые, по образному выражению Карли, принесут детям зонт, если вдруг пойдёт дождь.
Кристине Нёстлингер, известнейшая австрийская писательница, лауреат премий А.Линдгрен и Х.К. Андерсена позволила детям высказаться. Она уверена: когда все вокруг летит в тартарары, надо брать дело в свои руки, за то, что тебе дорого, надо бороться! Именно так поступают дети: «Господин судья, не давайте развода супругам Поппельбауэр, потому что мы, дети, против. А нас трое. То есть счет 3:2 против развода».
На титульном листе книги — подзаголовок: «Семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться». Забавные эпизоды здесь, безусловно, имеются, однако Кристине Нёстлингер написала не столько весёлую, сколько оптимистичную книгу. Не ждать решения проблем, а вырастать из них и жить дальше – вот рецепт выживания, который предлагает писательница.

Олдридж Дж. Последний дюйм : [повесть, роман : пер. с англ.] / Джеймс Олдридж. – Санкт‐Петербург : Азбука‐классика, 2004. – 281, [2] с. Ср., Ст.

В повести два действующих лица. Отец – 43-летний летчик. «Посторонний человек, резкий и немногословный, не умеющий говорить с сыном в те редкие минуты, когда они бывали вместе». Сын – десятилетний мальчик, тихий, замкнутый и слишком серьезный для своего возраста.
Отец берется за любую работу, пока его еще не списали из авиации. Чтобы сфотографировать стаю акул, он вместе с сыном отправляется в глухую «Акулью бухту». Но во время подводной съемки акулы нападают на отца. С большим трудом ему удается выбраться на берег. Впервые в жизни отец, обращаясь к мальчику, ищет нужные слова, выбирает верные интонации, чтобы «найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка». Ведь теперь жизнь обоих зависит от него одного.
Надо поднять самолет в воздух, не сбиться с курса, долететь до аэродрома и совершить безаварийную посадку. И все это должен проделать десятилетний ребенок!
Они остались живы. Правда, отец стал инвалидом и уже никогда не сможет летать. Но он сможет жить, быть рядом с сыном, любить его и учить всему, что знает и умеет сам. Отцу «теперь понадобится вся жизнь, которую подарил ему мальчик, чтобы добраться до сердца сына и преодолеть тот последний дюйм, который их разделяет».

Рубина Д. Терновник: [рассказ] / Дина Рубина // Астральный полет души на уроке физики : повести, рассказы / Дина Рубина. – Москва, 2003. – С. [3–34]. Ср., Ст.

Сложные, порой драматические человеческие взаимоотношения в семье. Родители мальчика в разводе. И как порой непросто мальчику в сложных семейных обстоятельствах. «Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось… Отца он тоже любил, но боялся, что мать заметит это. И вообще, когда заходил разговор об отце, он помалкивал, зная взрывной материн характер. С отцом‐то было легко, спокойно. Отец никогда не орал, и всегда можно было предположить, как он отнесется к тому или другому происшествию. Отец был во всем другой…».

Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом : повесть / Павел Санаев. – Москва : МК‐Периодика, 2007. – 181, [1] с. –(Современная б‐ка для чтения. Проза). Ст.

Эту книгу не стоит воспринимать как документальную историю семьи Санаевых. Потому что она таковой не является. Конечно, что‐токакие‐то диалоги, характеры, события – взято из жизни, потому что любой автор пишет, опираясь на факты своей биографии. Но в целом это литературное произведение. Оно скорее о боли и беззащитности Саши Савельева, его матери перед всеразъедающим эгоизмом и тиранством «любящей бабушки», о непростых взаимоотношениях 9-летнего мальчика с его семьей. Распад семьи, отсутствие взаимопонимания между матерью и дочерью, дележ ребенка как некоего приза, который получает одержавшая верх женщина.

Старк У. Умеешь ли ты свистеть, Йохана? ; Сикстен : [повести] / Ульф Старк; пер. со шв. Ольги Мяэотс ; [худож. Я. Хорева]. – [Москва] : Самокат, 2005. – 121, [1] с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Мл., Ср.

Повесть «Умеешь ли ты свистеть, Йохана?» о том, что и маленькому, и старому часто не хватает рядом близкого человека. И счастлив каждый, если такой человек находится. Рассказчик и его друг Бера идут в дом престарелых с корыстными целями: у Беры нет дедушки, в ведь от дедушки тоже бывает польза – он может угостить кофе или дать внуку несколько монет. Но оказывается, что дружба чужих мальчишек со старым одиноким Нильсом приносит им совсем другую пользу: радость старика от общения с «внуками» делает и их добрее, внимательнее, и смерть Нильса становится для них не меньшим горем, чем если бы умер родной человек.
Повесть «Сикстен» про мальчика, который живет с отцом, водителем автобуса. Его мать вышла замуж за другого человека, но Сикстен не чувствует себя одиноким – отец самозабвенно любит сына и не хочет даже смотреть на других женщин. Мальчик любит отца и хочет, чтобы у того тоже была своя жизнь, своя любовь. Ему важно познакомить отца с какой‐нибудь хорошей женщиной. И он с другом терпеливо изучает объявления в газете и время от времени от имени отца шлют «подходящим» женщинам приглашения в гости или в кино.
С юмором описывает У. Старк попытки мальчишек решить за отца его проблемы. Они очень настойчивы и изобретательны, и в конце концов такая женщина все‐таки находится.

Старк У. Чудаки и зануды / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс ; худож. А. Вронская. – Москва : ОГИ, 2002. – 175 с. : ил. – (Дети ОГИ. Книжки на вырост). Ср., Ст.

В повести У. Старка вместо примерной мамы – мама‐нонконформистка. Она художница и музыкантша. Она противница брачных уз. Конечно, она по‐своему любит дочку, но с каким‐то легкомыслием. Книга начинается с того, что героиня повести Симона сама поздравляет себя с двенадцатилетием. Это мама, артистическая натура, дала своей обычной шведской девочке шикарное французское имя, из‐за которого у Симоны вечно неприятности.
Дочка и мама как бы меняются ролями. Взрослый человек ведет себя несерьезно, пренебрегает условностями, то и дело проявляет забывчивость, рассеянность и безответственность. Мама, переезжая в новое жилище, теряет не что‐нибудь, а собаку. Мама ссорится со своим собственным отцом, благополучно удравшим из дома престарелых. «Я помню эти ссоры с раннего детства. Я под них выросла» – равнодушно констатирует Симона. Мама ради своего приятеля решается на переезд и прочие неудобства, не посоветовавшись с дочерью. Не удивительно, что дочь нередко стыдится собственной матери. «Почему ты не можешь быть как все нормальные матери?» – злится Симона в минуты обиды. Впрочем, она и сама не особенно подходит на роль «нормальной дочки», поскольку тоже склонна к некоторым чудачествам.
Может быть, поэтому мать и дочь ссорятся, но не доходят до серьезного конфликта. Они готовы понять друг друга и объединиться против тех, кто покушается на их систему ценностей.


Толстой А.Н. Детство Никиты : повесть / А.Н. Толстой ; худож. С. Астраханцев. – Москва : Современник, 1989. – 60, [1] с., портр. – (Отрочество). Ср.

Уилсон Ж. Разрисованная мама / Жаклин Уилсон ; [пер с англ. Е. Клиновой ; ил. Б. Боевой]. – Москва: РОСМЭН, 2005. – 380, [1] с. : ил. Ст.

Оказывается, мамы тоже иногда «плохо себя ведут», ошибаются и мучаются, не умея избавиться от дурных привычек.
Ж. Уилсон написала смелую книгу. Героиня повести Мэриголд – это социальный протест в чистом виде, ходячий шок для обывателя, потому что с ног до головы покрыта разноцветными татуировками. У нее нет ни мужа, ни постоянной работы, ни денег, зато легкомыслия и взбалмошности – хоть отбавляй.
Старшая дочь, насколько возможно, держит себя в руках. Водит сестренку в школу, соблюдает приличия и воспитывает свою жалкую матушку, хотя иногда не выдерживает и срывается: «Идиотская, мерзкая, бесполезная… не мать, а черт знает что!» А младшая просто любит ее, такую глупую и вздорную, тревожится за нее, отвлекает от грустных мыслей, придумывает вместе с ней истории о лесных мышатах. Девочки взрослеют раньше времени, а вот Мэриголд не готова вести себя по‐взрослому.
Хотя книга Ж. Уилсон и мрачна, кое в чем жестока, она все‐таки не оставляет ощущения тупика. Просто она предлагает не ту развязку, к которой мы привыкли.

Чарская Л.А. Сибирочка : [повесть] / Лидия Чарская ; [худож. Е. Попкова]. – Москва : АСТ : Астрель, 2004. – 190, [2] с. : ил. – (Любимые книги девочек). Ср.

Повесть рассказывает о злоключениях сироты, волею судеб оказавшейся в младенчестве за тысячи верст от родного дома, в тайге. Сиротство и трудные отношения подростков с миром взрослых. Но, как всегда у Л. Чарской, добро восторжествовало, невероятным стечением обстоятельств Сибирочка нашла родного отца.

Шмелев И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев ; предисл. О. Михайлова. – Москва : Мол. гвардия, 1991. – 653 с. – (Возвращение). Ст.

В основе книги лежит освещенный жизненным опытом автобиографический материал. Повседневная жизнь дома замоскворецкого строительного подрядчика Шмелева (отца писателя) вырастает до общезначимого обобщенного образа России. И.С. Шмелев восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на русской православной традиции. Окружающий мир изображен глазами семилетнего Вани Шмелева. Центром мира, «маленькой вселенной» для ребенка является родной дом. Через атмосферу дома, традиции семьи, общение с окружающими формируются личность, характер, духовный мир маленького героя. Основу жизни семьи составляют православные ценности. Подготовка к праздникам, непременное участие в обрядах, ритуалах помогают ребенку воспринять духовный опыт народа, глубинное русское православие. Мальчик с детства впитывает высшие ценности: духовность, всеединство мира, взаимная любовь людей и чувство родины – нравственную атмосферу семьи, принципы жизни отца – крепость веры, внимание к близкому, трудолюбие, неукоснительное соблюдение традиций, ласка, забота об окружающих.
В «Лете Господнем» И.С. Шмелеву удалось создать свою собственную оригинальную модель счастливого детства, построенную на неразрывной связи маленького героя с семьей, стабильной окружающей жизнью и – главное – с Богом.

Дидик Т. А., Технерядова Л. В., гл. библиографы СахОДБ

© 2008—2018 Сахалинская областная детская библиотека

© 2015 Студия «Ринамика», разработка сайтов

Яндекс.Метрика
×