Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
Читаем детям

Семейное чтение в системе семейного воспитания 30 сентября 2015 г.

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно. Его основой является чувство – любовь родителей к детям и детей к родителям. Это определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Гармония чувств – это необходимое условие семейного воспитания для правильного формирования личности. 
Семья обеспечивает ребёнку базисное чувство безопасности, в том числе и при взаимодействии с внешним миром. Кроме этого, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. 
Семья имеет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для малыша источником этого опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность читать книги, заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать!

Дети учатся у родителей определенным способам поведения: они наблюдают  за ними и копируют их. Кроме наблюдения, большое значение имеет общение в семье. Оно является для ребёнка образцом, а также позволяет вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.

Особенность семейного воспитания – органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребёнка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально‐познавательную, трудовую, общественную, ценностно‐ориентированную,художественно‐творческую, игровую, свободного общения. Причём проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно‐значимых форм поведения.
   
Одним из важных и наиболее необходимых видов совместной деятельности родителей и детей является семейное чтение.
Чтение занимает одно из важных мест в развитии ребёнка наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным и художественным образованием. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, то есть выполняют познавательную и развивающую функции.

По мнению Джона Стейна, профессора Оксфордского университета, чтение книг способствует не только развитию интеллекта, но психическому и физическому здоровью, и полезно почти так же, как и спорт.
      
На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции развития молодого поколения:
  • клиповое мышление: то есть короткое, вырабатываемое у ребёнка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, получаемых через короткие яркие образы, зачастую не связанные между собой. Сегодняшние дети, привыкшие к зрительному короткому материалу, не в состоянии понять достаточно продолжительную информацию, тем более без иллюстраций или видеоряда;
  • низкий уровень восприятия текста на слух;
  • низкий уровень речевой культуры, развития речи: дети не могут построить связный текст на определённую тему, а также получить исчерпывающую информацию из текстов разных типов, не могут отличать главную мысль от деталей, домысливать текст, ставить вопросы;
  • опасность глобальной бездуховности, озлобленности, интеллектуальной беспомощности.
Книга и чтение являются средством для преодоления этих проблем.  Миссия чтения сегодня – воспитать людей, обладающих высокой культурой и интеллектом, и начинается она  в первую очередь с человека. У истоков этого воспитания стоят, конечно, родители и семья. Первые шаги на пути к книге ребёнок делает вместе с родителями. Именно в семье рождается читатель.
   
Совместное, семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.
  • Во‐первых, слушая чтение взрослого, ребёнок активно думает, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, ассоциирует себя с героем книги.
  • Во‐вторых, пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Между тем, развитие фантазии – это важнейшая ступень на пути становления творческой личности. В связи с этим ребёнку, даже уже умеющему читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.
  • В‐третьих, во время чтения книги взрослыми ребёнок учится слушать: долго, не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Кроме этого формируется слуховая память, ребёнок начинает хорошо запоминать.
  • В‐четвёртых, семейное чтение – это совместное времяпровождение, общение. И это самое главное. У родителей и детей – общий интерес и совместное дело. Проводить время вместе – значит отдать ребёнку все внимание целиком. Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались, вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов».
Что могут сделать родители, чтобы малыш с самого раннего возраста воспринимал чтение книг как удовольствие? Ответ прост. Педагоги, психологи, библиотекари единодушны: самый действенный способ «заразить» ребёнка чтением – читать ему перед сном. Чем раньше начать это делать, тем лучше. Совместное чтение должно быть ежедневным ритуалом, хотя бы ненадолго, например, для дошкольника – на 20–30 минут.
   
Как долго стоит читать ребёнку вслух? На этот вопрос отвечали родители, педагоги, принявшие участие в онлайн‐опросе портала «Лабиринт.РУ». Ответы распределились следующим образом:
  • лишь в дошкольном возрасте: 5% педагогов, 10% родителей,
  • до окончания начальной школы, далее может свободно читать самостоятельно: 15% педагогов, 22% родителей,
  • это лучший способ семейного досуга, возраст не имеет значения: 80% педагогов, 68% родителей.
Присоединюсь к мнению Натальи Волковой, детского поэта, библиотекаря, мамы двух сыновей: «Читать перед сном можно хоть всю жизнь!». Психолог Екатерина Мурашова советует не прекращать чтение перед сном до тех пор, пока ребёнок сам не откажется от этого ритуала в пользу самостоятельного чтения. 
   
    Важные и правильные выводы дало исследование портала «Лабиринт.РУ». Вот некоторые из них:
  • В читающей семье – читающие дети. Это закономерно.
  • Чтение детям вслух необходимо и полезно в любом возрасте.
  • Большая часть педагогов и родителей придерживаются мнения, что заставлять читать нельзя. Если ребёнок не готов ещё читать сам или не имеет достаточной мотивации, читайте ему вслух как можно дольше, предлагайте разные книги для выбора, не ограничивайтесь классическими списками обязательных для школ книг.
  • Ограничение компьютера и телевизора является простым способом развития у ребёнка мотивации к правильной форме досуга, в частности, к чтению.
  • Многие дети помимо школы посещают секции и другие занятия, но это не уменьшает количество чтения.
  • Педагоги рекомендуют делать чтение обязательно ежедневной традицией, например, читать перед сном хотя бы 20 минут.
Семейное чтение имеет важное, благотворное значение в семейном воспитании. Ведь именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, а совместное чтение – это составляющая семейного воспитания.
Семья для ребёнка является первой школой отношений с людьми, определённый жизненный опыт. А опыт детства запечатлевается в памяти на всю жизнь. Пусть это будет опыт приятного общения с самым близким человеком и радостного узнавания любимой книжки.

 

Калиновская И.М., гл. библиотекарь СахОДБ

© 2008—2021 Сахалинская областная детская библиотека

© 2015 Студия «Ринамика», разработка сайтов

Яндекс.Метрика
×